Что такое разумность

chto-takoe-razumnost-planetarazum

Что такое разумность? Предлагаем поговорить о контактах с другим разумом. Мы не имеем виду связи с внеземными цивилизациями. Мы даже не будем касаться взаимодействия с искусственным интеллектом, который нам еще только предстоит создать (хотя некоторые ученые утверждают, что мы его уже создали). Мы хотим вас убедить, что каждый из нас на самом деле уже давно взаимодействует с другим разумом, но просто не обращает на это внимания. Потому что мы уже к этому привыкли и не думаем о нем в таком контексте.

Какая-нибудь амеба, которая движется по градиенту питательного вещества в растворе, – разве в этот момент она не демонстрирует разумное поведение? Вполне разумное. Где проходит граница разумного? Можем ли мы считать амебу разумной? У нас есть ответ, но только он является во многом личным мнением автора статьи. Это всего лишь способ взглянуть на проблему, над которой вы тоже можете подумать. Отчасти мы это заимствовали у философа и биолога Грегори Бейтсона. Он пишет весьма неортодоксальные произведения, и мы рекомендуем вам почитать, например, книгу «Разум и природа».

Итак, есть два способа говорить о природе вещей, о развитии событий. Один способ называется «каузальным» (от латинского causa – причина). То есть мы говорим, что есть причины и следствия. Например, почему едет автомобиль? Потому что у него работает двигатель. Почему работает двигатель? Потому что включено зажигание. И так далее.

Есть другой способ говорить – «телеологический» (от греческого teleos – достигший цели). Почему едет машина? Потому что водитель хочет приехать к цели. Почему он хочет приехать к цели? Потому что там он что-то забыл. И так далее. Это два разных объяснения одного и того же явления. То есть мы можем объяснять любые явления как причинами и следствиями, так и целями и средствами, которые для достижения этих целей применяются.

Первый подход является жестко научным. А когда мы можем говорить вторым способом? Очень часто телеологический способ используют в религии. То есть все делается в конечном итоге для того, чтобы выполнить предписания Бога и спасти душу. Но во многих случаях этот способ совершенно естественен и в научных описаниях. Зачем правитель затеял войну? Вполне разумный вопрос. Или почему волк гонится за зайцем? Попробуйте объяснить это через цепочку причинно-следственных связей, и вы устанете описывать только такой процесс, как у волка ферменты в крови циркулируют. А вот если вы скажите, что он гонится за зайцем с целью поймать его и съесть, все становится понятным. Объяснение легкое и убедительное.

Обобщим это до целостного суждения. Мы можем очень многие явления описывать как в каузальной, так и телеологической модели. Но некоторые явления лучше описываются каузальным подходом. Например, почему падает камень? У него что, там внизу какая-то цель? Аристотель описывал именно так: тяжелые предметы падают, поскольку они стремятся к своему естественному положению в центре Земли. Но потом Ньютон сказал, что все гораздо проще: на него действует сила тяжести, которая и заставляет его так двигаться. Телеологическое объяснение сменилось каузальным. И все стало гораздо более научным. Но это не везде возможно. В некоторых случаях гораздо естественнее использовать телеологическое объяснение.

Так вот, наш тезис весьма простой и короткий: мы подразумеваем разумность в каждой ситуации, когда телеологическое объяснение кажется нам более подходящим, нежели каузальное.

Если вы описываете поведение другого человека, то в большинстве случаев вы будете говорить о его намерениях, интересах, целях, возможностях, способностях чего-то достичь. Даже когда вы описываете какое-нибудь биологическое существо, например, клетку, то, скорее всего, вы будете говорить, что у нее есть какие-то органеллы или какие-то ферменты, а функции этих органелл или ферментов такие-то. Когда вы говорите так, то вы рассуждаете в телеологическом ключе, тем самым приписывая некоторый разум этой клетке. В общем-то, это логичный подход, поскольку позволяет объяснять ее поведение.

В этом смысле само наличие у объекта (амебы, человека, общества, машины) разума является характеристикой относительной. Все зависит от того, как мы рассматриваем. При одном рассмотрении у одного и того же объекта будет разум, при другом – не будет.

А вот теперь перейдем к другой вещи. Посмотрим на структуры, которые не являются такими простыми организмами. Возьмем, например, корпорацию. Она имеет цель (максимальная прибыль для акционеров) и стремится к ней определенными средствами. Корпорация проявляет некий коллективный разум, который пересиливает личную волю любого своего сотрудника, включая даже генерального директора.

Любое объединение людей – это фактически разумное образование. Они проявляют разумное поведение. Все эти крупные и не очень крупные образования (религии, политические партии, страны, корпорации) ведут себя как структуры, преследующие определенные цели. Их удобнее описывать именно в таком ключе. Следовательно, они в некотором смысле обладают разумом. И мы с этим разумом взаимодействуем, одновременно являясь частью многих таких разумов.

Просто подумайте о том, что произойдет с нашим пониманием, если мы осознаем, что на самом деле живем в окружении множества нечеловеческих форм разума. Всегда жили. Более того, эти формы разума склонны подчинять нас во многих случаях своим законам и целям. Точно так же, как мы, живые организмы, подчиняем свои клетки своим целям. И эти клетки в какой-то момент совершают апоптоз (умирают), чтобы не разрастись, например, в раковую опухоль. И то же самое происходит с людьми, они вдруг исчезают из этих структур: увольняются, умирают, меняют свои цели под давлением этих крупных разумных образований нечеловеческого свойства.

И тут есть такая особенность: в той мере, в которой человек становится подчиненным такой структуре, принимает для себя ее цели и говорит: «Я существую ради целей этого надчеловеческого, сверхчеловеческого, нечеловеческого разума», в такой степени он начинает идти против себя самого, против человеческого в широком смысле слова. Иначе говоря, перестает быть гуманным. Будьте осторожны, не становитесь частью иного разума.

Также интересно: “Жизнь в виртуальном мире или про зависимость от социальных сетей”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *